Словарь логопеда
Речь — это историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Рассматривая речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психологи отмечают две неразрывно связанные функции — общения и мышления.
Речь имеет следующие виды: внутренняя — внешняя, экспрессивная — импрессивная, устная — письменная; стороны: лексико-семантическая, логико-грамматическая, фонетико-фонематическая, и обладает номинативной, коммуникативной, планирующей и регулирующей функциями.
Речедвигателъный анализатор состоит из периферического отдела, включающего дыхательный, голосовой и артикуляционный аппараты, проводящий и центральный отделы.
Логопедия — отрасль научной и практической дефектологии, занимающаяся изучением и исправлением недостатков речи.
Нарушения речи характеризуются тем, что возникнув, они самостоятельно не исчезают, а закрепляются; не соответствуют возрасту говорящего; требуют определенного вмешательства в зависимости от их характера; могут отражаться на дальнейшем развитии ребенка, задерживая и искажая его.
Нарушения могут касаться 1) фонационного (голосообразующего) оформления произносительной стороны речи и 2) структурно-семантического системного нарушения речи.
Наиболее распространенные речевые расстройства:
Дисфония/афония— расстройство или отсутствие фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.
Заикание (логоневроз) — нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Ринолалия —нарушение тембра голоса (гнусовость) и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличить ринолалию (открытая — расщелины и закрытая — аденоиды, искривление носовой перегородки и пр.) от дислалии и ринофонии.
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает не только произношение, но и темп, выразительность, модуляция. Общими клиническими признаками дизартрии являются нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре и их подвижность в результате параличей и парезов. Существует несколько видов дизартрии: псевдобульбарная; бульварная, подкорковая, мозжечковая.
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами системных нарушений: алалией и афазией (моторная — сенсорная).
Дисграфия — частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим составом слова. Наиболее тяжелая степень этого нарушения аграфия — полная неспособность к овладению навыком письма.
Дислексия — нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Лица, страдающие дислексией, испытывают затруднения в восприятии и понимании текстов, что выражается в замедленном характере чтения, частых несовпадениях воспроизводимого текста и оригинала. Крайне выраженная форма — алексия.
Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической. Три уровня ОНР, первый — самый низкий.
В норме речь появляется между 18-28 мес. жизни ребенка. По данным зарубежных исследователей, речь запускается биологическими часами. Однако работа этого «механизма» полностью зависит от социального фактора. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден в дальнейшем.
На начальном этапе обучения коррекционная работа направлена на развитие предпосылок к развитию речи: формирование интереса к окружающему, развитие предметной деятельности, слуховое внимание и восприятие, совершенствование фонематического слуха и активизация артикуляционного аппарата.
Цель коррекции речи — сведение имеющихся нарушений к минимуму. При этом решаются основные задачи: расширение запаса слов (развитие словаря); активизация словаря; уточнение значения слов; постановка — автоматизация — дифференциация звуков (в слогах, словах, предложениях); развитие связной речи; выработка речевого дыхания.
Планирование работы по коррекции речи следует осуществлять, исходя из ее структуры, т. е. уяснить из каких элементов состоит речь, какими функциями обладает, чем характеризуется и прочее.
Лексическая единица языка — слово. В слове различают его содержание (значение) и внешнюю форму: определенная совокупность звуков (в устной речи), система зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционные образы (в произносимой речи). В русском языке свыше 200 тыс. слов, но, далеко не все они употребляются каждым человеком в общении с другими. Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении его фонетики и лексики, но и грамматики. Человек пользуется словами, принадлежащими к определенным грамматическим категориям (существительным, глаголам, прилагательным и др.), и составляет их в предложения на основе правил грамматики и стилистики.
Причины появления недостатков в устной и письменной речи у детей дошкольного и школьного возраста многообразны. Наряду с первичными речевыми нарушениями, обусловливающими недостаточность языковой деятельности и недоразвитие тех или иных сторон речи, наличествует отягощенность современного ребенка многочисленными неблагоприятными социальными влияниями, соматическими заболеваниями, детерминирующими более поздние темпы его развития и личностное своеобразие. В результате стирается четкая грань между патологией и индивидуальными отклонениями в пределах условной нормы в развитии ребенка.
Развитие речи у детей происходит во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий по сенсорному воспитанию, формированию мышления у детей создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, усваиваются последовательности событий. Весь приобретенный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.